Радио Добры песни

Палочная дипломатия

Минкульту не стоит тянуть с назначением худрука на Госоркестр

По меньшей мере странно было слышать от главы Минкульта Авдеева, что нового дирижера на Государственный академический симфонический оркестр министерство назовет через «полтора-два месяца». Ясно как день, что кого ни назначь — с оркестром еще работать и работать, только с год его заново «сыгрывать». И как минимум треть музыкантов пойдет под замену. Не исключено, что в их число попадут и те, кто громче других выступал.

Кто окажется достойным имени Светланова? Фото: www.svetlanov-evgeny.com.

Зная, впрочем, минкультовскую тактику, можно предположить, что слова словами, а реальные назначения состоятся уже на этой неделе. Пока, насколько понимаю, загвоздка в самой кандидатуре. Концертмейстерский актив ГАСО желал бы видеть у себя за пультом либо Гергиева, либо Лазарева (о чем они и уведомили Авдеева). Их резон понятен: уж очень хочется почаще выезжать на Запад, не меньше, чем в Карнеги-холл, а не то, что с Горенштейном в Курган (при всей красоте девочек в местной гостинице). И якобы эти персоны должны были бы обеспечить оркестру стабильную мировую гастрольную практику (мечтать не вредно).

Увы, мы опираемся только на слухи, в соответствии с которыми пост худрука Госоркестра предлагали как Гергиеву, так и Юровскому, но те — странно услышать иное — отказались. Насчет Лазарева пока информации нет. Неоднократно склонялась и фамилия Дмитрия Лисса, но чтобы развеять все домыслы, мы позвонили ему лично (дирижер сейчас на Украине):

— Минкульт предлагал вам возглавить ГАСО?

— Нет, никто с подобными предложениями не обращался, хотя только что из Москвы привезли свежий слух, что «Лиссу не только предложили, но он даже успел отказаться».

— Думаю, ваши музыканты (Лисс возглавляет Уральский филармонический) весьма опечалились бы, узнай, что вы их скоро покинете. Уральский оркестр — пожалуй, лучший из всех — без обид — провинциальных...

— Не только провинциальных — по качеству он конкурирует со многими западными. Но, повторяю, разговоры о каком-то моем переходе просто беспочвенны: есть люди, принимающие решение, а я в эти дела не вмешиваюсь.

— Просто если предлагать ГАСО нашим «знаковым», вроде Гергиева, то они настолько заняты, что ни за что не променяют то, что имеют, на Госоркестр...

— Вы знаете, это зависит от мастерства переговорщиков.

— А в случае чего у вас есть второй дирижер?

— Со мной на постоянной основе много лет работают еще двое — монгольский маэстро с артистическим псевдонимом Энхэ (лауреат конкурса им. Прокофьева) и Алексей Доркин. Такой вот у нас триумвират, у каждого — свое поле деятельности, ведь число концертов огромное — за сотню в год (тут мы, не считая Гергиева, рекордсмены).

— Говорят, в России без диктаторства никак. Как вы строите взаимоотношения с коллективом?

— Из-под палки никогда не получится музыки. Для меня ценна инициатива — хорошо, когда твои оркестранты чувствуют себя артистами. С другой стороны, хочешь не хочешь, конечный результат определяется дирижером, стратегом. Только дирижер ставит правила игры. И в этом смысле ты — диктатор. Воля должна быть. Я лично стараюсь быть толерантным и терпеливым, но — об этом предупреждены все — не стоит мое терпение испытывать. Потому что в какой-то момент приму решение, которое уже не изменю. Иногда срываюсь. Редко, но бывает. Хотя дисциплинарных увольнений за все годы — пересчитать по пальцам одной руки и еще останется...

Странно, что пока ничего не слышно и об инициативе пригласить Ведерникова — у него по крайней мере есть несколько преимуществ перед прочими: во-первых, он живет в Москве, во-вторых, не связан слишком сильными обязательствами с западными театрами или оркестрами, — то есть реально мог бы каждый божий день «выходить на работу», постепенно ансамблируя ГАСО, доводя его до нужной творческой кондиции. Ведь сейчас как раз следует опасаться «факира на час», который, имея громкое европейское паблисити, начнет работать с ГАСО исходя из западных канонов. А ведь там со всеми их шефами и интендантами считается нормой, когда дирижер «на белом коне» появляется перед оркестром раз десять в год. Такой фокус с ГАСО не прокатит. Оркестр по сути надо создавать чуть не с нуля. Надо ХОТЕТЬ с ним нянчиться. А не только «шлифовать» достигнутое вторыми дирижерами, которых, собственно, тоже нет.

Главное — правильно ставить цель. Госоркестр имени Светланова должен не болтаться на задворках при всей высоте казенных зарплат, а теснить ведущие коллективы страны — плетневский, спиваковский, гергиевский и темиркановский. В России все решает имя. А Марку Горенштейну пожелаем успокоиться, поберечь себя, а то борьба с ветряными мельницами просто доведет до очередного нервного срыва и больницы. Кстати, ГАСО — это только начало. На очереди еще два ведущих столичных коллектива, где уже попахивает сменой худрука...

Акции

Культурный отдых вместе с Добрыми песням…

Регина Спектор – американская исполнительница с советскими корнями с каждым...

подробнее

Выиграй билет на концерт Валерия Ярушина…

Радио "Добрые песни" приглашает Вас на юбилейный концерт Валерия Ярушина,...

подробнее

Радио «Добрые Песни» и «КВАДРО-ДИСК» пре…

С 26 марта по 8 апреля радио "Добрые песни" дарит...

подробнее

Контакты

Вы здесь: Музыкальные новости Палочная дипломатия